Учитель – Ученик
«Учитель должен категорически воздерживаться от четырех вещей: не вдаваться в пустые размышления, не быть категоричным в своих суждениях, не проявлять упрямства и не думать о себе лично» — Кун Фу-цзы
Гунфу не спорт и не единоборство, а шифу не тренер, но наставник. Тренер, как правило, проводит с учеником каждое занятие. Наставник этого не делает, потому что ему интересны в первую очередь процесс самосознания и способности к самосовершенствованию ученика. Мастерству можно выучиться только самому! И это самый «тайный» и единственный способ. Не так важен стиль или школа, как личность наставника, его опыт.
Задачами мастера являются: определение направления развития, выдача домашнего задания и оценка их выполнения. Предостережение от ошибок и исправление их в ходе упражнений. Мотивирование ученика. Как правило, обучение происходит следующим образом: ученик получает задание и объяснения к нему, через некоторое время он показывает мастеру результат своей работы. Тот либо принимает задание, либо, объяснив ошибки, отправляет ученика доделывать работу.
Мастер должен показывать пример отношения к делу, воспитывать, не случайно шифу значит отец. Тут важно то, что передается от души к душе, от сердца к сердцу, от разума к разуму. Но возиться, «сюсюкаться» по традиции в обязанности мастера не входит. Кроме наставлений, собственного примера и определенной мотивации, учитель ученику ничего не должен. Ученик же должен принести на алтарь своего пути трудолюбие, преданность делу, понимание, упорство и готовность пройти этот путь. Наследником, носителем школы может стать только тот, кто готов совершенствоваться сам и по-хорошему, серьезно относиться к себе и к выбранному пути. В истории гунфу не было мастера, который бы выучился не сам. Это ключевой момент. Способность к саморазвитию, подвижничеству – необходимое и основное качество ученика. Потому что однажды ученик должен, как птенец, вылететь из родного гнезда, для того чтобы начать самостоятельную жизнь и продолжить традицию. В противном случае в преемники не возьмут, потому что бессмысленно инвестировать в заведомо убыточный проект. Хун Цзычен, исключительный философ древности, советовал, что «в учении главное – хранить постоянство помыслов и идти прямо, никуда не сворачивая».
Проблема передачи и, соответственно, сохранения традиции и знаний может усугубляться культурными различиями между учеником и учителем, процессами вымывания традиционной культуры глобализацией, шагающей по всей планете. Новая культура общества «постиндустриального» периода развития, а точнее отсутствие таковой, приводит к тому, что на Востоке молодежь теряет нужные качества упорства и усердия. Проще записаться на секцию бокса или кикбоксинга и за год-два получить самоощущение крутости, чем тратить годы на «какие-то» достижения в гунфу. Спешка – это визитная карточка западной цивилизации, которая подчиняет себе все больше людей. Здесь все на бегу, главное – присутствие на занятиях, получение сертификата, а труд – на втором месте. Важно получить зачет. Это нашествие глобального псевдокультурного мэйнстрима порождает общество интеллектуального фастфуда, общество «пупсов», основной характеристикой которого является инфантильность и потребительство – качества, которые я называю «пупсингом». Позитивом остается то, что сегодня талантливые ученики из других культур и стран, проявляя истинный интерес к гунфу, зачастую добиваются больших успехов, чем местные «глобализированные» азиаты. Пара последних десятилетий проявила интересную тенденцию: наследниками нескольких весьма авторитетных восточных школ стали ученики из таких стран, как Испания, Россия, Швейцария и Германия.
Проблема молодого поколения, в определенной степени, проявлялась и ранее. Известный мастер Чэнь Синь еще в XIX веке сетовал на то, что: «Современные ученики, не прилагая усердия (гун), сразу же стремятся достичь успехов, прикладывают минимум усилий и стремятся к большим достижениям. Разве это похоже на то, о чем говорил Кун Фу-цзы: „Сначала – трудности, лишь затем – успехи?“» Вот рассуждения мастера о том, как достичь успеха: «Так спросим же, в чем же заключено использование гунфу. Необходимо следовать тому, о чем говорил Мэн-цзы: занимаясь делами, не будь прямолинеен, освободи сердце от пренебрежения, насильно не форсируй ситуацию и лишь тогда сумеешь (обрести успех). Когда не ясны принципы, то идут к пресветлому учителю; когда не ясна дорога, посещают добрых друзей. Когда становятся известны принципы и ясна дорога, а цели все еще не можешь достичь, то в течение долгого времени посвяти себя неутомимому гунфу, и ты придешь к цели. Спросим, сколько времени необходимо для этого? Малый успех приходит через три года, большой – через девять лет. Горячий сердцем сумеет приложить все усилия для этого».
И с физической, и с духовной точки зрения гунфу – это плод трудолюбия, дисциплины, концентрации, подвижничества и нелегкой работы. Мастер не передаст знания в руки человека, не заслуживающего их. Заслуживает их только тот, кто сможет мыслить, развиваться и идти самостоятельно.
Безвольных и слабых настоящее гунфу не терпит. (Их «в горы не зовут, и песни про них не поют…») Опыт древних школ боевого искусства, оплаченный потом и кровью предшественников, бесценен, с ним не могут сравниться воссозданные по книжкам стили. Передача такого опыта производилась тайным сакральным образом через посвящения.
☯ Георгий Леванович Михайлов «Кунфу: энергетика силы. Кулак золотого орла»